Сама меняю колесо.
У многих женщин в наше время есть автомобиль, надежный друг и помощник. Превосходно, когда автомобиль новый и очень хорошо ездит, но есть у нас такая проблема в России – скверные дороги. От нее страдают почти все части авто, но более всего колеса. Естественно, самый легкий финал – это банально пробить покрышку. Что же тогда делать? Естественно, поменять колесо!
Казалось бы, операция довольно простая, но на самом деле она требует от водителя определённой сноровки и умения. Разве мало бывает случаев отрыва гнёзд для домкрата, повреждения порогов автомобиля и т.д.? Мне кажется, более чем достаточно, поэтому к вашему вниманию инструкция о том, как сделать это правильно.

Начнем с того, по каким признакам в процессе вождения можно заподозрить что-то неладное с колесами. Это увод машины в сторону, неадекватное поведение при движении, «плаванье задка», затрудненное управление, возросший наружный шум с одной (обычно) из сторон. На большой скорости при полном пробое машину резко бросит в сторону поврежденного колеса, и тут главное – не растеряться и сохранить управление. Далее останавливаемся, глушим мотор и идем осматривать автомобиль, и если наши подозрения подтвердились – необходимо поменять колесо.
Для замены колеса вам понадобится:
- непосредственно запасное колесо (заблаговременно понаблюдаете принцип снятия запасного колеса)
- домкрат (для некоторых домкратов гораздо лучше дополнительно иметь дощечку (домкратную подставку), чтобы подкладывать под него)
- "баллонный" ключ
- два противооткатных упора (бруска-клина), в экстренном случае имеют все шансы помочь лежащие на обочине камни
- насос, предпочтительно с манометром
- пара перчаток, чтобы защитить наши чувствительные ручки.

Заниматься сменой колес посреди дороги крайне не рекомендуется. Мало того, что вы будете создавать помеху движению (а оно сейчас очень оживленное), и можете спровоцировать этим аварийную ситуацию, так вы еще подвергнете себя риску попасть в ДТП с вашим участием и с серьезными для вас последствиями. Подберите горизонтальный участок дороги в безопасном месте. На автострадах съезжайте на мощеную обочину, на других дорогах избегайте поворотов, мостов, развязок и узких мест.
Не помешает выставить знак аварийной остановки с противоположной направлению движения стороны. То есть, если вы остановились на своей полосе – ставим сзади, а если по каким-либо причинам на встречной обочине, то спереди вашего автомобиля. Если дорога загородная, или недалеко повороты, лучше ставить знак подальше, в 30 – 40 метрах, как минимум.
Порядок действий при смене колеса должен быть следующим. Включите первую передачу, посильнее затяните стояночный тормоз и под колеса с другой стороны автомобиля положите клинья-упоры.

Далее «срываем болты» (или гайки, у кого как). Это означает, что мы их откручиваем на 0,5 – 1 оборота. Делать это надо до установки домкрата, потому что при «срыве» вероятны раскачивания кузова, упоры могут немного разъехаться и положение домкрата придется корректировать, если вы его уже установили. Теперь проверяем положение упоров, запасное колесо располагаем «под рукой», устанавливаем домкрат и начинаем подъем кузова.
Ну вот, кузов поднят настолько, что колесо машины свободно вращается. Лучше приподнять его еще выше. Потому что накаченное запасное колесо больше в диаметре, чем спущенное поврежденное, и может просто не «сесть» на посадочное место.
Теперь, когда автомашина приподнята, отверните гайки крепления, снимите неисправное колесо и положите его на землю. Для удобства снятия колеса, в заключительную очередь следует отворачивать гайку, расположенную в верхней части. Снимаем колесо, удерживая и немного приподнимая его 2 руками по краям в нижней части. Не допускайте, чтобы руки находились между колесом и поверхностью дороги или же кузовом авто, мало ли что!
Теперь, когда автомашина приподнята, отверните гайки крепления, снимите неисправное колесо и положите его на землю. Для удобства снятия колеса, в заключительную очередь следует отворачивать гайку, расположенную в верхней части. Снимаем колесо, удерживая и немного приподнимая его 2 руками по краям в нижней части. Не допускайте, чтобы руки находились между колесом и поверхностью дороги или же кузовом авто, мало ли что!
Затем берем запаску и осторожно надеваем ее на шпильки ступицы (если колеса крепятся гайками) или на направляющие штифты (если болтами). Закручиваем пару гаек (болтов) до упора от руки (или ключом), а потом и все остальные. После этого затягиваем их, насколько это возможно на весу, и опускаем машину. Теперь самое главное – это не забыть затянуть болты или гайки уже стоящего на земле колеса, поскольку это чревато его откручиванием при движении со всеми вытекающими последствиями.

Окончательную затяжку надо делать в несколько заходов, постепенно увеличивая усилие. Желательно затягивать не по очереди, а через один, или крестом. Без опыта определить, достаточно ли затянуты гайки или болты, затруднительно. Если при затяжке раздается характерный скрежет металла о металл – пора остановиться. Если же вы – хрупкая девушка 50 – 55 кг, попробуйте довернуть гайку весом своего тела, привстав на рукоятку ключа, ближе к ее концу. Впрочем, если у вас автомобиль типа «Лэнд Крузера», то колесо вы можете просто не поднять, поэтому без помощников здесь не обойтись, а они заодно и закрутить гайки помогут.
Снятое колесо уберите на место запаски и вытащите из под колёс клинья. При необходимости подкачайте новое колесо. Ну, вот и все! Собираем инструменты, и аварийный знак, укладываем все это по местам и в добрый путь!
Да, и ещё одно предупреждение, в случае если у вас докатка (это небольшое колесо), то не забывайте, что скорость перемещения автомобиля на нем максимум 30-50 км в час! Счастливого пути!